Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

11.01.2023

Супруги Борис и Ярина Левандовские из городского округа Одинцово десять лет занимаются акустической керамикой – производством свистулек и окарин ручной работы. В августе 2022 года ремесленники открыли собственную семейную студию в Одинцово «Керамика Левандовских». В прошлом Борис серьезно занимался музыкой, а Ярина – живописью. Эти два направления творчества соединились в создании традиционных глиняных духовых инструментов.

– Борис, расскажите, чем вас привлекли окарины?

Борис – Основа современной окарины очень древняя – подобные инструменты делали еще восемь тысяч лет до нашей эры. Возможно, что это даже древнейший инструмент после ударных. Можно предположить, что первобытные люди после удачной охоты и после того, как насытили желудок, брали пустотелые кости и методом проб и ошибок обнаруживали, что могут издавать звук.

Следующим шагом было создание инструментов из глины. После дождя разминали грязь, а потом кто-то заметил, как комок подсох и превратился в подобие камешка. А еще кто-то случайно кинул этот застывший комок в огонь. Так, с течением времени, люди освоили все этапы окариностроения. Окарины делались не только из глины, но и из раковин моллюсков, древесных полых форм, даже из тыкв.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

Огромный вклад в формирование современной окарины внес в XIX веке мастер Джузеппе Донати. Именно он трансформировал древнюю окарину, приведя ее к академической форме. Слово «окарина» переводится с итальянского – гусенок, так как первые образцы имели заостренный кончик, напоминавший клювик. Донати структурировал и ввел последовательную форму извлечения звука, подобную блокфлейте.

В XX веке сильнейшее влияние в этой области оказал англичанин Джон Тейлор. Будучи математиком по образованию, он провел исследования геометрической формы окарины. Вместо последовательного звукоизвлечения он изобрел звукоизвлечение посредством перекрестных комбинаций-кодов. Благодаря этому стало возможно сыграть семь звуков, имея всего четыре отверстия.

Базово окарины делятся на этнические и академические. Последние имеют европейскую ладовую систему (семь нот), а этнические опираются на традиционную минорную пентатонику, характерную, в частности, для Юго-Восточной Азии или для индейцев Латинской Америки.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

– А на Руси были распространены окарины?

Борис – На Руси были свистульки. Очень сильны традиции свистульки на Алтае, юге и в европейской части России. Археологи находят изделия IX-XI веков нашей эры, то есть ровесников зарождения нашего государства. Особенность свистулек, в отличие от окарин, в маленькой камере и ритмической основе звукоизвлечения. Не зря говорят – свистопляс, так как свистулька задает ритм, под который хочется плясать. Западным окаринам характерен, наоборот, мелодизм, они вводят в более медитативное состояние.

Свистульки – это конек славянских народов. Они намного меньше развиты в западной Европе или в арабоязычных странах. Здесь мы можем смело сказать, что впереди планеты всей.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

– Что побудило вас с супругой обратиться к традиционным промыслам?

Борис – После развала СССР я много общался с художниками, музыкантами, вращался в творческой среде. Одновременно интересовался возрождением древних утерянных традиций. Супруга Ярина художник-график, а я профильно занимался музыкой. На стыке художественности и музыкальности возник интерес к акустической керамике, которой мы и занимаемся уже более десяти лет.

Мы брали уроки у мастеров разных регионов России. Много информации черпали из интернета. То есть был большой путь, но не было одного конкретного учителя. Брали с миру по нитке, поэтому можно сказать, что мы самоучки. На наше творчество, так или иначе, повлияли Дмитрий Леконцев из Удмуртии, Валентин Шкандыбин из Ростова-на-Дону, западный мастер Крис Хойер и другие. Проходили курсы керамики у выпускников Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Конечно, огромное влияние оказала наша славянская культура, ведь начинали непосредственно со свистулек.

Сердце любого акустического инструмента – керамического и не только – это свистковое устройство. Если мастер здесь ошибся, то, как бы ни была прекрасна форма, изделие можно выкидывать. Познание свистка давалось нам с огромным трудом. Некоторые мастера неохотно делились секретом, чтобы не плодить себе конкурентов. В эру интернета, где люди выкладывают мастер-классы и раскрывают тонкости процесса, такой проблемы уже нет.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

Сначала мы стали пробовать традиционные техники росписи после обжига, работали с акриловыми красками и гуашью. Потом перешли к народным методам декорирования: тиснению, обработке молоком. Так называемый «молочный обжиг» проходит после базового утильного обжига и на более низкой температуре (до 400 градусов). Изделие вымачивается в молоке, немного закипает и «загорает», приобретая красивый коричневатый цвет.

На следующем этапе мы перешли к глазурованным формам. Глазурь требует второго обжига, поэтому изделие, как правило, ценится выше. Глазури бывают глянцевые, матовые, пористые, с вкраплениями. Игры с этими эффектами происходят в момент обжига. Когда температура поднимается выше 900 градусов, некоторые глазури могут закипать и давать различные эффекты, образовывать причудливые узоры.

Очень долго мы работали и до сих пор сотрудничаем с различными учебными центрами, организациями, воскресными школами на западе Москвы и Подмосковья. Совершенствуя технологию, мы постепенно доросли до того, что открыли, наконец, свою мастерскую. В студии мы учим детишек любым формам творческой занятости, развивающим мелкую моторику и художественный вкус. Я педагог по образованию, а супруга художник. Эти навыки пригождаются в нашей деятельности.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

– Вы говорили, что в прошлом серьезно занимались музыкой.

Борис – Да, выучился в музыкальной школе, хотя закончил ее с большим трудом. Это была инициатива родителей, так как маме хотелось, чтобы я выучился играть на шестиструнной классической гитаре, а мне больше нравилось фортепиано.

Студенческие годы прошли, и меня потянуло в творческую среду, в частности музыкальную. Тогда я понял, что благодаря музыкальной школе у меня все же есть базовые знания в этой области. Постепенно я вырос до работы в сфере звукорежиссуры в Москве и других городах. Писал музыку для радио и телевидения, непосредственно занялся программной средой, играл в группах, пел в кавер-проектах, издавался на западных и отечественных лейблах.

Был большой опыт в музыкальной области, но, в виду тотальной цифровизации нашей эпохи, на мой субъективный взгляд, по музыке был нанесен разрушительный удар. Современная музыка стала трансформироваться, если не сказать резче – вырождаться. Композицию, на сочинение который автор тратит уйму времени, запросто могут своровать в интернете, несмотря на защиту авторского права. А ведь это полноценный продукт, который можно использовать в рекламе, в компьютерной игре или на телевидении.

Я вкладывался в музыку долгие годы, но столкнулся с отсутствием перспектив. Музыка и художественное творчество, образно говоря, боролись во мне. В результате, упершись лбом в стену, мы с супругой неожиданно открыли для себя мир этнических духовых инструментов. Удивительно, как бесформенный кусок глины превращается в звучащий инструмент, который к тому же можно декорировать.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

Ярина – Наверное, музыкальная боль Бориса нашла выход в керамике.

Борис – Да, у психологов есть понятие боли, которая находит какую-то отдушину. Иногда, проходя мимо фортепиано, прямо пронзает, но успокаиваюсь мыслью, что все-таки делаю музыкальные инструменты.

Вообще мы начинали путь в декоративно-прикладном творчестве с картин Ярины. Картины были графические, разноплановые. Это не была классическая живопись, а абстрактные и рельефные работы. Иногда комбинировали краски с разными элементами: пуговицами, бисером и так далее.

Но потом на ярмарке знакомый предложил пойти на курс по керамике, и именно по свистулькам. Это было то, чего я давно хотел! Один опытный мастер, который тоже перебрался в керамику из картин, нам однажды сказал: «Кто в этом деле «измазался», уже никогда не отмоется». Так что теперь развиваемся в направлении керамики.

Ярина – Ровно десять лет назад Борис пошел на первые курсы, а потом привлек и меня. Я, честно говоря, не хотела идти на керамику, думала, просто посмотрю. Но в итоге мы оба втянулись в это ремесло.

Борис – Первую глину мы добывали самостоятельно, познавали все этапы на своем опыте. Естественно, потом уже стали пользоваться очищенной глиной гжельского комбината и других фирм, которые начали появляться в Москве.

Супруга, кстати, работает не только в акустической керамике. Ярина делает графические работы на тарелках, создает разные скульптурные формы, мелкую пластику. Нам пришлось осваивать и гончарное мастерство, поскольку это тоже теперь часть профессии.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

Ярина – Была мечта, чтобы нас начало кормить наше хобби, и именно в керамике это получилось. В моих картинах и у Бориса в музыке это не складывалось.

Борис – Керамика стала приносить какие-то дивиденды, а это важно, если ты идешь в свободное плавание, и нет социальных льгот и гарантий. Дух предпринимательства в нас тоже, видимо, существовал, потому что путь был долгим: работали в разных организациях, пробовали себя. В результате поняли, что наш путь – это собственное дело. Керамика стала приносить нам, кроме эстетического удовольствия и ментального развития, какую-то материальную составляющую.

– За те полгода, что работает студия в Одинцово, какие у вас впечатления?

Борис – Огромный шок. Нас предупреждали товарищи, имевшие подобный опыт, что ожидания и расчеты не будут соответствовать реалиям. Мы более позитивно смотрели на вещи. Любые социальные флуктуации, а их в последнее время было не мало, заставляют людей ужиматься и тратить только на первоочередное – еду, одежду. Но это чисто психологический момент. В любом случае, открывая свое производство, надо быть готовым, что первый год – это время испытаний и становления.

Ярина – С другой стороны, много людей, которые ждали нашего открытия. Искали гончарные мастерские в центре Одинцово. По совету психологов мамы приводят на занятия по глине детей «мышечных», то есть очень подвижных, гиперактивных. Мы столкнулись с тем, что нужно больше развиваться как педагоги и психологи. Также у нас есть интерес заниматься с детками с отклонениями и особенностями.

Борис – Да, наше помещение это позволяет. В таких сложных ситуациях люди теряют связь с обществом. И ребенку, и взрослому с особенностями нужна социализация и позитивные эмоции. Мы понимаем, что и городским властям это будет интересно, как вклад в социальную политику и региона, и города.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

Ярина – Если говорить о взрослой аудитории, то к нам часто приходят люди, которые имеют выгорание либо в семье, либо в офисе. Среди них те, кто разошлись, либо на грани разрыва. Человек ищет деятельность, где бы успокоить душу. У глины есть интересное свойство: когда вы работаете с ней, забываете все проблемы, так как она требует полной концентрации. Кроме того, есть и энергетический момент: глина впитывает эмоции, в том числе негативные.

Был такой случай. К нам пришла совершенно разбитая морально женщина. Она создала подсвечник в виде дракона, и в эту глину вложила свое состояние, все, что накипело. Она даже не стала забирать этого дракона, как бы освободилась от груза эмоций.

Борис – В начале нашего творческого пути мастера-народники не советовали работать в плохом расположении духа, потому что отрицательные чувства «впитаются» в изделие. Когда делаешь вещь на продажу, надо, наоборот, вложить добрые чувства. Если же ты спускаешь стресс, как в боксерский мешок, то такую вещь лучше оставить.

Ярина – А студенты в основном ищут на занятиях атмосферу мастерской. Им нужно погасить свет, зажечь фонарики и свечи. Они приходят, чтобы отдохнуть в красивой обстановке. Многие ценят музыку, которую подбирает Борис из тех жанров, в которых работал: неоклассика, электронные направления.

– Выставки и фестивали – это неотъемлемая часть жизни человека, который занимается промыслами?

Ярина – Ярмарки – это общение, возможность поделиться опытом. Обязательно надо видеть работы других мастеров. Кто-то, конечно, закрывается в мастерской и продает работы исключительно через интернет, но это сильно ограничивает.

Борис – При этом крупные мастера в области акустической керамики и окариностроения находятся на Алтае и в Сибири. Видимо, сама природа располагает: озера, горы, леса. Глины там в избытке, а интернет есть даже в самых отдаленных местах.

Я читал когда-то книгу Тура Хейердала «Возврат к природе», где он описывает бегство современного человека от цивилизации к истокам. Многие люди делают что-то подобное: бегут «в леса», пусть даже в ближайшее Подмосковье, и работают в одиночестве. Они медитируют, общаются с Богом, и, находя в этом вдохновение, создают вещи достаточно высокого уровня. Мастер не отвлекается на социум. Для кого-то общение – это огромный энергетический приток, а для кого-то, наоборот.

Так что есть мастера, которые продают сугубо в интернете, равно как и люди, которые, наоборот, признают только ярмарки. Есть и «симбиотики» вроде нас. Мы пытаемся совмещать и преподавательскую деятельность, и производственную, и ярмарочную и интернет.

Мы продаем изделия через виртуальные площадки, и принимаем участие в маркетах в Москве и других городах. Собираемся добраться до крупнейших отечественных ярмарок хендмейда «Жар-Птицы» и «Ладьи», но к ним нужно серьезно готовиться. Когда открыли мастерскую, поняли, что на изготовление авторских работ времени остается мало.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

– Как бы вы определили понятие ручной работы?

Борис – Это понятие сегодня трактуется по-разному. Например, в Китае распространен семейный бизнес, в котором задействовано порядка двадцати родственников. То есть это уже не два-три человека или один мастер, а, по сути, небольшой цех с элементами производственных отношений.

Ярина – Когда мы были в ремесленной организации, собирался целый консилиум, чтобы определить понятие ручной работы, и так и не пришли к единому мнению.

Борис – Последнее время на маркетах в Москве мы стали чувствовать себя немножко чужими как раз из-за засилья «фурнитурщиков». Многие мастера максимально упрощают задачу: покупают фурнитурные наборы для создания бижутерных украшений и действуют просто как дизайнеры, моделируя изделия как из конструктора.

Разве можно это сравнить с работой мастера, который вытачивает изделия из полена, или керамиста, который из глины созидает музыкальный инструмент? У настоящего мастера есть только бесформенный материал, правда, и «фурнитурщик» говорит, что у него бесформенный набор фурнитуры.

– В московском регионе были особые традиции в изготовлении свистулек?

Борис – Безусловно. Самые ценные находки свистуличных форм (XIV-XV веков) были сделаны на территории Кремля. Существовал особый московский стиль. Даже царская семья закупала такие свистульки для своих детей. Мы бы с удовольствием поучаствовали в возрождении московской свистульки, может быть, при поддержке профильных ведомств, если это будет интересно городской администрации.

Борис и Ярина Левандовские: «Удивительно, как кусок глины превращается в звучащий инструмент»

– Какие у вас были варианты названий мастерской? Как остановились на «Керамике Левандовских»?

Борис – Поскольку существует много студий с отвлеченными названиями, мы подумали, что просто потеряемся среди них. С другой стороны, мне от предков досталась редкая и звучная фамилия. У меня польские корни: родители дедушки переехали когда-то в Москву. Кроме того, фамилия предполагает личный контакт с мастером. До революции фирмы и магазины часто называли по фамилии владельцев. Это сразу говорит о семейственности, тяге к старым купеческим традициям.

Ярина – Мы перебирали много вариантов. Например, мне нравилось название «Керамикус». Но в нем слышится какая-то детскость, а мы бы хотели, чтобы в мастерскую приходили и взрослые.

Борис – На первом этапе у нас вообще не было названия, мы даже не ставили клеймо на изделиях. Потом придумали знак из двух букв «ЛК». А сейчас мы уже пишем на каждом изделии полностью «Керамика Левандовских». Визитку человек может потерять, а по клейму нас всегда смогут найти. Это не только реклама, но и ответственность. Если я продал откровенно некачественный товар, то с меня же и будет спрос.

Наш проект создавался не ради похвальбы и самолюбования, ведь у нас мастерская семейного типа. К нам можно прийти, отвлечься от проблем, поработать в семейной атмосфере, а не на потоке в сотню человек. В названии «Керамика Левандовских» этот подход тоже отразился.

Антон Саков

 
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
06.04.2023
Свыше восьмидесяти тысяч замечаний жителей Подмосковья решили на портале «Добродел»
За первый квартал 2023 года от жителей поступило более 88,9 тысячи сообщений различного характера с вопросами по тематике содержания территорий.
06.04.2023
Приставы Московского региона продолжают взыскивать штрафы с нелегальных перевозчиков отходов
Отмечается, что изменения в административном законодательстве, вступившие в силу с начала 2023 года на сегодняшний день предусматривают конфискацию у лиц, допустивших указанный вид экологического правонарушения, их транспортных средств.
06.04.2023
Подмосковье и РАНХиГС будут сотрудничать в части популяризации предпринимательства
В Подмосковье насчитывается 418 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а также боле 510 тысяч самозанятых.